Механизм регулирования профессионального рынка был заимствован из экономики развитых стран запада и трансформирован В. Плескачевским в отечественные саморегулируемые организации.

Саморегулируемые организации – общие положения.

В России саморегулируемые организации (СРО) это некоммерческие объединения субъектов коммерческой деятельности – юридических и физических лиц, партнерские отношения между которыми являются некоммерческими и основываются на профессиональной общности (СРО в строительстве, СРО в аудите, СРО в проектировании и т.п.). Нормативная база организации и деятельности СРО определена Законом N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», а также федеральными Законами и нормативно-правовыми актами, регулирующими профессиональную деятельность.

Целью создания саморегулируемых организаций было перенесение в правовое поле СРО контроля над деятельностью ее членов, что должно снизить уровень бюджетных затрат на содержание государственных органов контроля, упростить процедуры лицензирования и отраслевой стандартизации, ликвидировать отраслевую бюрократию. Государство же будет осуществлять только надзор за контролем СРО.

СРО в строительстве и СРО проектировщиков.

Отмена строительных лицензий и проектных лицензий 1.01 2009 года сделала появление СРО неизбежным. Надзор и регулирование деятельности СРО в строительстве и СРО в проектировании возложены на Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору). Строительные СРО и СРО проектировщиков основывают свою деятельность на Федеральных Законах № 7-ФЗ (О некоммерческих организациях), № 315-ФЗ (О саморегулируемых организациях), Градостроительном и Гражданском кодексах РФ.

Получить статус СРО может некоммерческое партнерское объединение только в том случае, если: строительные СРО включают не менее 100 субъектов профессиональной строительной деятельности (юридических, физических лиц и аттестованных иностранных коммерческих структур), СРО проектировщиков – не менее 50 организаций, оказывающих архитектурно-проектные услуги; СРО разработаны и исполняются стандарты и нормы строительной (или проектной) деятельности; компенсационный фонд, который создали строительные СРО должен быть не менее одного миллиона на каждого участника СРО, для СРО проектировщиков – не менее 500 тыс. рублей. При страховании членами СРО в строительстве или СРО проектировщиков гражданской ответственности перед третьими лицами размер взносов участников в компенсационный фонд уменьшается для членов строительных СРО до 300 тыс. рублей, для членов СРО проектировщиков до 150 тыс. рублей.

Основными задачами СРО в строительстве и СРО в проектировании являются: обеспечение невозможности причинения результатами своей деятельности вреда окружающей среде, экологической обстановке и гражданским лицам, а также ущерба личному, государственному, муниципальному и коммерческому имуществу; возрастание качества оказываемых профессиональных услуг; оперативное и разностороннее информирование своих участников.

Преимущества участников СРО проектировщиков и СРО в строительстве.

СРО защищает права и интересы своих членов-участников, как в отношениях с потребителями, так и государством. Членство в СРО позволяет поднять уровень оказываемых услуг и повысить квалификацию сотрудников, а взаимная поддержка других участников – решать тяжелые для одного предприятия задачи. Саморегулируемые организации проводят регулярные симпозиумы, конференции, «круглые столы», обеспечивающие своих членов необходимой информацией, а изменения, вносимые СРО в нормативно-правовые акты, позволяют максимально возможно содействовать интересам своих членов. Строительные СРО и СРО проектировщиков без волокиты обеспечивают своих членов свидетельствами о допуске к работам, обозначенным в классификаторе видов Приказом Министерства регионального развития, а также лицензиями на строительную или проектную деятельность.

Основные проблемы, которые сегодня имеют саморегулируемые организации.

Вступить в СРО согласно Закону N 315-Ф3 сегодня может практически любой субъект хозяйственной деятельности (юридическое, физическое лицо, аттестованное в РФ иностранное юридическое лицо), который выполнил определенные законом требования. Причем вступление в СРО происходит на исключительно добровольной основе. Однако, здесь просматривается характерная для нашей страны казуистика. Отмена лицензий на строительство или проектную деятельность в январе этого года закономерно привела к факту, что строительные лицензии и проектные лицензии теперь можно получить, только лишь являясь членом строительных СРО или СРО проектировщиков. Поэтому вступление в СРО до предельного срока разрешенной без лицензий деятельности (2010 год) можно смело считать не добровольным, как регламентировал Закон N 315-Ф3, а добровольно-принудительным.

Обязательность вступления в СРО привела к появлению большого количества мошеннических структур, которые активно формируют компенсационные фонды, а затем пропадают вместе с деньгами участников. Появление мошенников стало возможным благодаря недоработки в законе, согласно которому документы на оформление СРО подаются в Ростехнадзор уже после формирования компенсационного фонда. Снижение доверия к СРО из-за частых фактов мошенничества привело к минимальному количеству вступлений в саморегулируемые организации в первом полугодии 2009 года (для строительных СРО всего 1% от всех зарегистрированных строительных компаний и предпринимателей).